ИП (Индивидуальный предприниматель)

В рамках государственной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в юридический обиход было введено понятие «индивидуальный предприниматель», синонимичное употреблявшемуся ранее «предпринимателю без образования юридического лица» (ПБОЮЛ).

Правовой статус ИП определён Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 11 июля 2007 года.

Пункт 1 статьи 4 этого закона гласит:
«К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся <...> физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), <...>, соответствующие следующим условиям».

В качестве индивидуального предпринимателя гражданин получает право осуществлять коммерческую деятельность. Юридическое лицо при этом не образовывается. Тем не менее, это не влияет на возможность ИП заключать соглашения от своего имени. Индивидуальный предприниматель может иметь расчетный счет и личную печать.

Эта организационно-правовая форма удобна тем, что она позволяет быстро приступить к осуществлению деятельности и предлагает ряд преимуществ перед более «громоздкими» формами. К её преимуществам можно отнести:
~ Пакет требуемых для регистрации документов минимален;
~ Для ИП практически всегда применяется упрощённая система налогообложения;
~ Предпринимательская деятельность ИП полноценно засчитывается в его трудовой стаж для нужд расчёта будущего пенсионного обеспечения;
~ Индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые контракты с другими физическими лицами и использовать наёмный труд.

С другой стороны, существует два момента, которые обязательно следует иметь в виду при работе в качестве индивидуального предпринимателя:
~ По своим обязательствам индивидуальный предприниматель в полном размере отвечает своим личным имуществом.
~ Индивидуальный предприниматель имеет право занимать только теми видами деятельности, которые были прописаны при его регистрации в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), - при смене вида деятельности требуется внесение изменений в ЕГРИП с уплатой соответствующей государственной пошлины.

В целом, данную организационно-правовую форму можно рекомендовать тем предпринимателям, которые намереваются заниматься небольшой по масштабам деятельностью, не связанной с высокими рисками.


ООО (Общество с ограниченной ответственностью)

На сегодняшний день ООО - одна из самых популярных организационно-правовых форм среди российских предприятий малого и среднего бизнеса. Получить такое распространение данной форме позволили простота создания, низкая степень риска и некоторые другие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

Итак, согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского Кодекса РФ, «обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов».

Основными преимуществами данной организационно-правовой формы являются:
~ Ограниченная ответственность – участники отвечают по рискам предприятия исключительно внесёнными средствами; никакое кредитное обязательство ООО не распространяется на личное имущество участника. (Исключение составляют случаи, если на момент исполнения кредитных обязательств тот или иной участник не полностью внёс оговоренную в учредительных документах долю в уставный капитал общества – тогда этот участник несёт солидарную ответственность в пределах неоплаченной суммы).
~ Нормативное разделение уставного капитала на доли, принадлежащие учредителям – эта мера предотвращает возможные споры по поводу собственности между участниками в ходе деятельности или в случае ликвидации предприятия.

К минусам данной формы можно отнести принцип выхода участника из состава общества. Дело в том, что по закону участник ООО имеет право в любой момент отказаться от продолжения деятельности и выйти из состава общества без согласия остальных участников. В этом случае оставшиеся участники или само общество обязаны оплатить выходящему участнику его долю в полном размере и в установленный срок.

Иными словами, в случае каких-либо проблем участника с крупной долей или разногласий основных вкладчиков по вопросам управления, существует риск единовременной потери части средств, что, может повлечь за собой негативные последствия для функционирования общества.

Другие особенности ООО:
~ Минимальное количество участников – 1.
~ Максимальное количество участников – 50. При превышении этого количества обществу надлежит реорганизоваться в иную правовую форму либо ликвидироваться.
~ На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен участниками наполовину.
~ Высшим руководящим органом ООО является общее собрание его учредителей – в его компетенции находятся все вопросы о функционировании общества, решения о реорганизации и ликвидации общества и другие аспекты.
~ Если после второго и каждого последующего года функционирования стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, то общество обязано в установленном порядке уменьшить свой уставный капитал до этой суммы.
~ Публикация отчётности о деятельности общества не обязательна за исключением определённых законом случаев.
~ ООО вправе реорганизоваться в акционерное общество или производственный кооператив.


Упрощенная система налогообложения (УСН)

Чтобы применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать в налоговую инспекцию в установленные законом сроки заявление и получить уведомление о праве применения упрощенной системы налогообложения. Что немаловажно, заявление на применение УСН можно подать одновременно с документами на государственную регистрацию.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом (Глава 26.2).

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает уплату единого налога взамен следующих налогов:
~ налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
~ налога на добавленную стоимость (НДС);
~ налога на имущество в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности;
~ единого социального налога (ЕСН) с доходов от предпринимательской деятельности, а также других выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

Предприниматели, применяющие УСН, производят страховые взносы в рамках обязательного пенсионного страхования в соответствии с действующим законодательством. Все прочие налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для них также сохраняется порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
~ индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
~ индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
~ нотариусы, занимающиеся частной практикой;
~ индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
~ индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса;
~ индивидуальные предприниматели, среднегодовая численность работников которых превышает 100 человек.

Переход на упрощенную систему налогообложения
Перейти на УСН можно только с началом нового года, предварительно подав заявление установленного образца в налоговую инспекцию по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября.

Подав заявление одновременно с заявлением на государственную регистрацию, индивидуальный предприниматель получает право применять УСН уже в текущем календарном году с момента регистрации в ЕГРИП

Ставки единого налога
ИП вправе выбрать налоговую ставку единого налога, исходя из налогооблагаемой базы. Существует две разновидности ставки:
~ Ставка «доходы» - составляет 6 процентов.
~ Ставка «доходы минус расходы» - составляет 15 процентов.

Ставка указывается в заявлении о переходе на УСН и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы.
Информационные таблицы
Индивидуальный предприниматель обязан начислять и уплачивать следующие налоги от своей предпринимательской деятельности:
Виды налогов
При найме работников ИП обязан уплачивать следующие налоги с их заработной платы:
Налоги с з/п наёмных работников ИП
Таблица необходимой отчётности

Индивидуальный предприниматель представляет в налоговые органы отчетность с момента государственной регистрации. При отсутствии деятельности предприниматель обязан подавать «нулевые» отчеты.

Наименование и юридический адрес организации

Наименование
По закону все юридические лица должны иметь собственное наименование (название фирмы), в котором обязательно должно содержаться указание на его организационно-правовую форму.

В некоторых случаях в наименовании также должна содержаться отсылка к роду деятельности предприятия, в частности в названиях некоммерческих и кредитных организаций, а также фондов.

В целом, закон позволяет достаточно свободно использовать в наименовании юридического лица слова и аббревиатуры - существующие ограничения затрагивают только отдельные организационно-правовые формы. Другие ограничения:
~ Запрещено использовать в названии юридического лица слова «банк» и «биржа», если организация не осуществляет непосредственно банковскую или биржевую деятельность.
~ Нельзя прямо или косвенно использовать юридическое наименование другой организации в названии своей фирмы без соответствующего на то согласия (обычно такое согласие даётся при создании дочерней организации, филиала). В противном случае правообладатель наименования имеет право в судебном порядке добиваться прекращения использования имени и компенсации убытков, связанных с незаконным использованием наименования.

Наша организация проводит консультации по вопросам наименования предприятий и существующим ограничениям для каждого конкретного случая.

Юридический адрес
Понятие «юридический адрес организации» напрямую связано с понятием «место нахождения юридического лица» и определяется во время его государственной регистрации. Юридическим адресом должно обладать каждое юридическое лицо.

Следует подчеркнуть разницу между юридическим и фактическим адресом:
Фактический адрес – это адрес непосредственного расположения компании (офис, помещение, завод и т.д.). Он есть у каждой компании просто по факту осуществления какой-либо деятельности.
Юридический адрес – это адрес, по которому располагается постоянный управляющий орган организации либо же адрес, по которому можно связаться с компанией по любому вопросу (например, московский офис подмосковного предприятия или call-center организации). По юридическому адресу должна приходить корреспонденция, там же должны храниться документы, оформляемые в ходе работы компании. Именно по юридическому адресу определяется принадлежность организации к районной налоговой инспекции, происходит уплата сборов, происходят налоговые и иные проверки.

В целом, эти два адреса могут не совпадать, однако в этом случае следует внимательно отнестись к возможным нестыковкам, связанным со звонками, корреспонденцией и проверками.
Довольно часто к компаниям, имеющим проблемы с постоянным функционированием представительства по юридическому адресу, применяются штрафные санкции.

Получить юридический адрес организация может несколькими путями:
~ Регистрация предприятия непосредственно по месту нахождения. Ключевым документом при данном способе получения юридического адреса является документ, удостоверяющий право собственности на помещение или нотариально заверенный договор аренды помещения, где планируется осуществлять свою деятельность. Собственник помещения также должен предоставить свидетельство о праве собственности на сдаваемую в аренду площадь.

~ Получение юридического адреса в Территориальном Агентстве по Развитию Предпринимательства (сокращённо ТАРП). Эта организация выделяет юридические адреса субъектам малого предпринимательства при выполнении соответствующих требований к малому бизнесу и ряда специфических требований. В частности, в Московском регионе это требования к учредителям предприятия - гражданство РФ и постоянная прописка в Москве и Московской области.

~ Приобретение юридического адреса на основе контракта с собственником помещения. Процедура во многом схожа с арендой помещения – после согласования всех формальностей и подписания соглашения предприятие получает в распоряжение юридический адрес. Адрес должен отвечать существующим требованиям, в частности использоваться для полноценной связи клиентов с компанией и контактов с административными органами.

Единственное на сегодняшний день строгое ограничение на получение юридического адреса – запрет на регистрацию предприятия по адресу жилого дома или помещения согласно новому Жилищному Кодексу.

Наша организация оказывает содействие в получении юридического адреса при использовании всех вышеперечисленных методов. В частности, мы осуществляем полную юридическую поддержку процедуры получения юридического адреса на основе контракта с собственником помещения.
 
Генеральный директор
Генеральный директор является главным ответственным лицом предприятия и отвечает за принятие подавляющего большинства решений по вопросам функционирования общества и его развития.
Закон предусматривает для генеральных директоров предприятий юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Хотя эта мера актуальна, прежде всего, для предприятий, практикующих приглашение на руководящие позиции специалистов высокого уровня, под её действие попадают все генеральные директора - это сделано для защиты интересов учредителей и вкладчиков компании.

По закону, генеральный директор и иное высшее руководство организации (совет директоров, коллегия учредителей, управляющая компания и т.д.) обязано действовать в интересах компании, разумно и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности и стремиться к увеличению доходов общества и его вкладчиков.

Юридическая ответственность генерального директора и любого иного руководящего органа предприятия возникает тогда, когда его деяния отвечают одному из следующих критериев:
~ Злой умысел при принятии заведомо невыгодных для предприятия решений;
~ Небрежное, неподобающее исполнение своих прямых обязанностей, повлекшее за собой убытки для общества;
~ Действия и бездействия, повлекшие за собой убытки для общества.

Если убытки произошли по вине нескольких представителей руководства, их ответственность перед обществом является солидарной.

При этом следует отметить, что в некоторых случаях высшее руководство предприятие может быть освобождено от юридической ответственности:
~ Если добросовестное исполнение своих обязанностей не помогло избежать убытков для общества. В этом случае генеральному директору необходимо доказать, что он сделал всё от него зависящее в сложившейся ситуации;
~ Если при коллективном принятии решения представитель руководящего органа высказывался «против» решения, повлёкшего за собой убытки.

Генеральный директор-учредитель
В практике довольно часто возникают вопросы, связанные со статусом генерального директора в случаях, когда он одновременно является единственным учредителем предприятия.
Для обществ с несколькими учредителями никакой проблемы не стоит – решением общего собрания учредителей назначается генеральный директор, и от имени организации с ним подписываются трудовой договор.
Ситуация с единственным учредителем менее ясна, т.к. об «общем собрании учредителей» в данном случае речи не идёт. Однако решение этого вопроса оформляется в том же ключе – как ни парадоксально, юридически грамотным шагом будет заключение трудового договора между учредителем общества с одной стороны с генеральным директором с другой, пусть даже обе стороны договора совпадают в одном человеке.

Несмотря на кажущуюся нелогичность этого действия, оно юридически верно и соответствует действующему законодательству (в частности Трудовому кодексу). Помимо очевидной необходимости в таком договоре для отражения работы генерального директора (учёт стажа, заработной платы, пенсионных отчислений), в определённых случаях трудовой договор будет затребован административными органами для оформления определённых операций, например передачи лицензии.

Ликвидация фирм
Ликвидация фирмы — это прекращение деятельности предприятия как юридического лица с передачей или продажей его имущества с целью исполнения возможных долговых обязательств в установленном законом порядке.

Предприятие может быть ликвидировано по различным причинам:
~ истечение срока, на который оно было создано;
~ решение общего собрания (для частных предприятий) или вышестоящего органа (для государственных предприятий);
~ решение суда (см. ниже).

Ликвидация фирмы может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация фирмы осуществляется путём волеизъявления участников юридического лица. Причинами для добровольной ликвидации могут быть:
убыточность бизнеса;
разногласия между учредителями или владельцами предприятия;
процедуры слияний и поглощений;
и другие причины.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется вопреки воле участников юридического лица. В этом случае основаниями для ликвидации, как правило, являются претензии третьих лиц.
Так, например, принудительная ликвидация проводится, если:
~ если при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;
~ если юридическое лицо работает без разрешения (лицензии) или осуществляет деятельность, запрещенную законом.
~ если оно осуществляет свою деятельность с иными нарушениями закона или правовых актов.
~ имеют место быть иные случаи, предусмотренные ГК РФ, например превышение установленного законом числа участников ООО.

Ликвидация фирмы осуществляется специально созданной ликвидационной комиссией. В случае добровольной ликвидации она назначается ликвидационной организацией, в случае принудительной - либо судом либо государственным органом, в чьем ведении находится ликвидируемая организация.

Виды деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности)

Выдержка из самого ОКВЭД:
«Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред. 1) – «Statistical classification of economic activities in the European Community» (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий.
Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:
классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).
Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг)».


Юридически ОКВЭД важен, прежде всего, тем, что при регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) учредители должны указывать область своей деятельности в соответствии с Классификатором. В случае смены профиля предприятия или ИП, учредителям и/или владельцам следует в установленном порядке внести необходимые изменения в Единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Так как ОКВЭД – довольно обширный документ, обладающий своей спецификой, работу с ним лучше поручить юристам, напрямую занимающимся юридической практикой в сфере определения видов деятельности и регистрации предприятий.

Наша компания предоставляет полный спектр консультаций и услуг, связанных с определением позиции ОКВЭД, регистрации предприятий и ИП и внесению изменений в Единые государственные реестры.
Сайт управляется системой uCoz